26 апр 2017 в 20:28
“Нечем заняться! Мне скучно!” – это воинственный клич всехдетей на летних каникулах. И по прошествии недель, когда они считали дни в ожидании конца учебы, дети растеряны и не знают, что делать со вновь обретенной свободой. Когда я спросила нескольких ребят, чего они ждут от летнихканикул, их ответы были очевидны. Они все отвечали “свободы от”: расписания, домашних заданий, скучных уроков, контрольных, придирок одноклассников и проблем с учителями. Хотя они и с нетерпением ждали, когда смогут сами распоряжаться своими занятиями, временем и тем, с кем хотят его проводить, они не смогли сказать ничего определенного о том, что они будут делать на протяжении лежащих перед ними роскошно долгих дней. Когда мы заполняем жизнь детей различными занятиями в ответ на их “мне скучно!”, мы упускаем кое-что важное. Детям нужно в жизни свободное время, когда им “нечем заняться”. В течение тех лет, пока дети развиваются, идет процесс,называемый индивидуацией, который должен раскрыться, когда в большей степени проявляются их интересы, предпочтения, идеи, мнения, приоритеты, способности, цели и стремления. В итоге они понимают, кем являются и во что верят. Они медленно движутся к тому, чтобы стать личностями. К тому времени, как ребенок достигает подросткового возраста, его интересы и увлечения уже потенциально сформировались. Мы надеемся, что наша система образования вносит вклад в созревание плодов этого процесса. Но сегодня мы все уже понимаем, что наша система образования нуждается в перестройке, чтобы она могла действительно поддерживать потребности развития наших детей. Грустно видеть, что если дети дошкольного возраста полны любопытства и энтузиазма в учебе, то это жажда обучения снижается от года к году в школе: они становятся легко подвержены скуке. Проблема в том, что в современном мире эта скука замаскирована многими источниками стимуляции: друзья, видеоигры, sms-переписка, интернет, торговые центры и так далее. Эти фабрики развлечений все больше истощают творческий потенциал наших детей; они получают столько информации, что у них не остается времени и места для собственных свершений. Летние каникулы – время, когда давление школы ослаблено, этовремя для родителей, чтобы зажечь и поддержать индивидуацию и процесс появления новых навыков и вновь пробудить в детях естественное стремление изучать и исследовать. Возможно, это придаст летним каникулам новое значение: это возможность занять важную роль в развитии вашего ребенка. Это стОящая цель, но ее непросто достичь. Первый ключ к поддержанию здорового развития – это помогатьмозгу ребенка отдыхать. Когда под давлением школьных правил ребенок вынужден показывать определенные результаты и вести себя определенным образом, его энергия уходит не на созидание, а на сохранение привязанностей. Он должен справляться и соответствовать стандартам ответственных за него взрослых, чтобы поддерживать в себе чувство связи с ними. Сохранение этогочувства связи и близости – это наиболее критичная потребность ребенка: чувствовать тепло и безопасность, принадлежать, иметь значение, находить благосклонность и одобрение в глазах тех, кто ему небезразличен. Дети постоянно находятся в поиске надежной привязанности,когда чувствуют, что их оценивают, сравнивают и аттестуют, как это происходит в школе. Еще хуже, когда наших детей начинает больше заботить мнение сверстников, чем взрослых – это приводит к неутолимому желанию все большей и большей привязанности друг к другу в тщетной погоне за чувством близости. Детям нужно отдыхать от этого труда, чтобы они могли расти, и это мы ответственны за то, чтобы предоставить им этот отдых, а не они должны как-то его для себя организовать. Если мозг ребенка не отдыхает, учеба с каждым годом занимает его все меньше и меньше, он может потерять заинтересованность и легко подвергается скуке. Летние каникулы – это возможность дать ребенку отдых, укрепив его привязанность к вам. Он должен постоянно чувствовать, что вы его поддерживаете, заботитесь о нем, берете на себя ответственность за ваши взаимоотношения. Когда ребенок знает, сколько он для вас значит, он может расслабиться – его ум освобождается для творчества, исследования, открытия новых интересов и самовыражения. Второй ключ к здоровому развитию – это дать ребенкупространство для выражения собственных мыслей, идей, вкусов, мнений и чувств. Родители могут обеспечить свободное время и предоставить все необходимое, чтобы ребенок мог исследовать свой внутренний мир. Материалы для рукоделия и ремесел, ткани для костюмов, музыкальные инструменты, материалы для строительства или письма и другие материалы для свободной игры и самовыражения дают детям возможности для внутреннего роста. Одна мама рассказала мне, как ее дети приложили много усилий, чтобы втащить в их квартиру на 4 этаже пустую коробку от холодильника. Ее поразил творческий подход детей к тому, чтобы превратить эту коробку в волшебное место! Сначала она превратилась в дом, затем в автобус, затем в классную комнату и потом много еще во что. Пока ребенок изучает свой внутренний мир, у вас тоже появится возможность лучше его узнать и укрепить вашу с ним привязанность. Вот некоторые вопросы, которые родители могут задать себе,чтобы поразмыслить на эту тему: Как я могу удовлетворить главную потребностьмоего ребенка в глубокой и безопасной привязанности ко мне? Как я могуобеспечить ребенку спокойное время и пространство? Как я могу узнатьбольше об интересах ребенка? Какие материалы иинструменты я могу предоставить ребенку, чтобы побудить его к самовыражению? Как я могузащитить зарождающуюся индивидуальность ребенка от внешнего давления? Ответы на эти вопросы могут отличаться в зависимости отродителей и детей. Отвечая на потребности ребенка, можно превратить летние каникулы в обогащающий опыт и для себя, и для ребенка. Шошана Хеймэн Источник: http://alpha-parenting.ru/2014/05/29/letnie-kanikulyi-svoboda-ot-ili-svoboda-dlya/ |
29 апр в 16:52
Сообщений: 145
На сайте с: 25.02.2017
|